Аутизм – причины, симптомы и развитие ребенка

Для родителей один из пугающих диагнозов, который может быть поставлен ребенку, это аутизм. Для заболевания свойственно нарушение способностей у больного к познанию общества и окружающего мира. У людей с аутизмом отдельные части мозга не могут должным образом совместно работать, это приводит к трудностям в общении, ограничению интересов и нарушению социального взаимодействия. Больные живут в мире внутренних переживаний, у них отсутствует эмоциональная связь с родными и бытовые навыки. Их волнуют только собственные трудности.

Причины аутизма
Проведено много работ, посвященных аутизму. Единой теории или мнения о причинах и методах лечения заболевания так и не возникло. Большинство ученых считают его генетической болезнью, но фактов, подтверждающих это, не существует.

Возникает аутизм из-за нарушений развития мозга. Специалисты выделяют несколько причин, способных это спровоцировать.

Наследственность. Самая популярная теория, поскольку аутизм проявляется у нескольких родственников. Ученым до сих пор не удалось выявить гены, отвечающие за его возникновение. Дети-аутисты нередко рождаются в семьях, члены которых не страдали от данного недуга.
Повреждение плода при родах или внутриутробного развития. Иногда подобные повреждения способны спровоцировать вирусные инфекции – ветрянка, корь и краснуха, которые женщина перенесла в период беременности.
Состояния, которые пагубно влияют на мозг. К ним относятся: хромосомные аномалии, туберкулезный склероз и ДЦП.
Ожирение матери. У женщин с избыточным весом риск родить малыша с аутизмом выше, чем у женщин с нормальным телосложением. Неблагоприятными факторами считается недоношенная беременность и повышенный возраст родителей.
Аутизм – это проблема, которая развивается чаще у мальчиков. Примерно на 4 мальчиков с диагнозом приходится 1 девочка.

В последнее время численность деток, страдающих аутизмом, увеличилась. Что стало причиной сказать сложно. Возможно это результат улучшения диагностики, а возможно активное влияние факторов внешней среды. Существует теория, что ребенок может наследовать только предрасположенность к аутизму, а изменение генной структуры совершается в чреве матери. Предполагается, что активации таких изменений способствуют неблагоприятные внешние факторы, которые воздействуют на беременную женщину – выхлопные газы, инфекции, фенолы, некоторые пищевые продукты.

Симптомы аутизма
Самые первые признаки аутизма могут провялятся у детей в 3 месяца. Они редко тревожат родителей, поскольку нарушения в поведении ребенка объясняются младенческим возрастом и особенностями характера. Взрослые замечают, что с ребенком что-то не так, когда их малыш не может делать то, что без проблем делают его сверстники.

Специалисты выделяют несколько признаков, при наличии которых подтверждается диагноз аутизм. К ним относятся стереотипный характер поведения, недостаточное социальное взаимодействие, ограничение круга интересов и нарушение общения малыша с другими людьми.

Аутизму подвержены дети всех возрастов. Первые симптомы болезни проявиться могут как в период до года, в дошкольном, школьном так и подростковом возрасте. Чаще заболевание дает знать о себе рано – примерно к году можно заметить необычное поведение крохи, отсутствие реакции на имя и улыбки. Новорожденные с аутизмом отличаются меньшей подвижностью, неадекватной реакцией на внешние раздражители – мокрые пеленки, звук и свет, отсутствием реакции на речь и собственное имя.

Симптомы, которые помогут выявить аутизм у новорожденных и деток относятся:

Мимику, не соответствующую ситуации. Лицо аутиста маскообразное, периодически на нем отображаются гримасы. Такие детки редко улыбаются в ответ на улыбку или попытки их развеселить. Они нередко могут начать смеяться по им ведомым причинам.
Нарушение или задержку речи. Это может проявляться по-разному. Ребенок может употреблять только несколько слов, обозначающих основные потребности, причем в одной форме – спать или пить. Речь может быть бессвязной, не направленной на то, чтобы другие ее поняли. Малыш может повторять одну фразу, говорить тихо или громко, монотонно или неразборчиво. Может отвечать на вопрос той же фразой, в отличие от обычных деток, вообще не расспрашивать об окружающем мире. К двум годам дети-аутисты не могут произносить фразы из нескольких слов. В тяжелых случаях они не овладевают речью.
Повторения однообразных движений, не имеющих смысла. Больные дети используют их в непривычной или пугающей обстановке. Это могут быть покачивания головой и хлопанье в ладоши.
Отсутствие зрительного контакта, когда малыш смотрит «сквозь» человека.
Отсутствие интереса к окружающим. Ребенок не останавливает взгляд на близких или сразу отводит глаза, принимаясь рассматривать то, что его окружает. Иногда люди не вызывают у крохи интереса. Объектом внимания становятся неживые предметы – рисунки и игрушки.
Отсутствие реакции на близких и окружающих. Малыш не реагирует на окружающих, например, не тянет ручки к маме, когда она приближается или начинает с ним разговаривать. Они могут не реагировать или неадекватно реагировать на эмоции и настроение взрослых, например, плакать, когда все смеются, или наоборот.
Отсутствие привязанности. Ребенок не проявляет привязанности к близким или выявляет чрезмерную привязанность. Больной малыш, может никак не реагировать на уход мамы, либо не позволять ей покинуть комнату.
У ребенка не возникает интереса к сверстникам, он воспринимает их как неживые объекты. Больные малыши не участвуют в играх, они располагаются рядом, отстраняются и уходят в свой мир. Дети отличаются замкнутостью и отстраненностью.
Малыш использует жесты только для обозначения нужд. К полутора годам здоровые детки, заметив интересный объект, делятся этим с родителями – улыбаются и показывают на него пальцами. Аутисты используют жесты лишь для того, чтобы обозначить свои нужды – пить и есть.
Нередко дети с болезнью немного или умеренно отстают в развитии. Если у малыша легкий аутизм и нет нарушений речи, его интеллект остается на нормальном уровне или выше среднего. В некоторых случаях при заболевании может наблюдаться глубокая умственная отсталость.
Ребенок зацикливается на занятии и не может переключиться на что-то другое. Например, малыш может часами сортировать кубики или строить башни, при этом выдернуть его из такого состояния трудно.
Малыш остро реагирует на любые изменения в распорядке дня, обстановке, расположении вещей, игрушек. На любые изменения ребенок может отвечать агрессией или уходом в себя.
Все признаки в зависимости от формы болезни могут проявляться очень слабо, например, как небольшая отстраненность и увлечение монотонными действиями, так и сильно – как полная отрешенность от происходящего.