• Если ребенок ноет дома, то на него не обращают внимания. Под словами «не обращать внимания» подразумевается не просто не разговаривать с ребенком, но и воздержаться от раздраженных взглядов, жестов, недовольного выражения лица.
Многие родители стараются не разговаривать с ноющим ребенком, но при этом всеми способами демонстрируют ему свое раздражение: • хмурят брови; • закатывают глаза; • пожимают плечами; • вздыхают; • строго смотрят на ребенка; • находят самые различные способы без слов выразить свою злость и раздражение.
Такое поведение только подливает масла в огонь и действует не лучше, чем нравоучения. Ребенок убеждается в том, что непослушание помогает обратить на себя внимание и получить контроль над действиями родителей.
Келли разрешила своему старшему сыну, девятилетнему Джейкобу, покататься вместе с друзьями на велосипеде.
Мальчики надели шлемы и прослушали подробные объяснения, как далеко можно заезжать и когда нужно вернуться домой.
Младший сын Келли, шестилетний Сет, хочет отправиться вместе с ребятами, но мама не разрешает.
Сет только недавно начал ездить на большом в ело сипеде, и Келли считает, что он еще не готов к далеким самостоятельным поездкам.
Сет недоволен, что остался дома.
Он начинает ныть и просит отпустить его вместе со всеми. Мама не смотрит на сына и никак не реагирует на его нытье.
Она продолжает заниматься своими делами: складывает продукты в холодильник, затем идет в сад и начинает поливать цветы.
Сет идет за ней и продолжает ныть, требуя отпустить его вместе со всеми.
Нытье переходит в крик, но Келли не обращает на это внимания.
Разобравшись с цветами, она возвращается на кухню и разогревает для себя обед.
Сет тем временем закатывает настоящую истерику, но мама непреклонна: выражение ее лица остается невозмутимым, а движения — спокойными. Она продолжает заниматься своими делами.
Конечно же, Келли раздражают нытье и крики сына, ей неприятно видеть, как он плачет, а заявления, что с ним поступили несправедливо, действуют на нервы.
Ей приходится предпринимать огромные усилия, чтобы сохранять спокойствие и не обращать внимания на орущего и кричащего сына, который ходит за ней из комнаты в комнату.
В то же время Келли знает, что в данной ситуации это единственно правильное поведение. Раньше, когда старший сын уходил играть с друзьями, она пыталась задобрить младшего, Сета, конфетами, приглашала его приятелей, отправлялась с ним в детское кафе, чтобы он не чувствовал себя ущемленным.
Проблема заключалась в том, что Келли неосознанно давала Сету понять, что нытье — это лучший способ получить желаемое.
Постепенно сын становился более требовательным и капризным, и маме приходилось заниматься им все свое свободное время.
Постоянные упреки и нытье вконец измотали Келли. Теперь женщина решила действовать по-другому: заниматься своими делами и не обращать на нытика никакого внимания.
Легче, конечно же, было бы бросить все дела и сводить Сета в кафе или приготовить ему что-нибудь вкусненькое, чтобы он забыл обиды. Но ведь когда-то придется объяснить младшему сыну, что старшему часто будет позволяться больше, чем ему. И Сет должен научиться принимать эти правила без истерик и скандалов.
Если этого не сделать сейчас, пока он маленький, то в подростковом возрасте будет уже поздно.
Келли продолжает заниматься своими делами, тихонько напевая, как будто она дома одна.
Сет ходит за ней из комнаты в комнату, но ему уже и самому надоело ныть и плакать.
Он понял, что нытьем ничего не добьется, поэтому успокаивается и идет во двор играть с собакой. Таким образом Келли дает сыну понять, что нытье не поможет ему получить желаемое и что, пока он ноет, мама не будет обращать на него никакого внимания.
Ему не удастся разозлить ее или заставить уступить.
Столкнувшись с такой реакцией, ребенок понимает, что нытье — неэффективный способ добиться желаемого.
Значит, нужно найти другой, более эффективный способ общения с родителями.
Но что делать, когда реакция становится неадекватной? Если ребенок в ответ может причинить вред себе или окружающим?
Например, увидев, что нытье не помогает добиться цели, Сет мог отправиться в спальню родителей и разбить мамину любимую вазу. Или, что еще хуже, выместил бы злость на собаке.
Если родители стали свидетелями такого поведения, то они, конечно же, могут отреагировать в ответ.
Но лучше всего в подобных случаях, когда ребенок становится жестоким и неуправляемым, обратиться за помощью к специалистам.
В этой книге рассказывается о том, как перевоспитать непослушных, плаксивых, капризных детей, как научить их думать не только о себе, но и о других.
Более серьезные проблемы нужно решать с помощью специалистов.
Не обращая внимания на серьезные поведенческие проблемы или оправдывая их трудным «периодом», который ребенок должен перерасти, вы оказываете медвежью услугу всем членам семьи. Нужно чутко реагировать на изменения в поведении ребенка, чтобы вовремя проявить свое отношение к ним.