Внимание и гиперактивность у детей

Откуда берется внимание?

Способность удерживать внимание и регулировать собственную активность (так же все это можно назвать словом «произвольность») не рождается с ребенком, а формируется медленно, постепенно. Это одно из высших проявлений активности мозга. Но для такой сложной деятельности мозгу нужны ресурсы, т.е. все «нижние» уровни должны слаженно и адекватно работать.

Для интересующихся биологией укажем, что за высшие процессы отвечают в основном лобные доли мозга, а нижние, так называемая «энергетическая база» — это стволовые отделы мозга.

Представьте себе, что вы очень голодны, а вам сейчас нельзя наслаждаться сочным яблоком, а надо решать дифференциальное уравнение (вы, например, экзамен сдаете). Как ваше состояние в таком случае может сказаться на результатах экзамена? И действительно, различного рода физический дискомфорт значительно мешает нам сосредоточиться на сложных занятиях. В идеале, на экзамене нужно быть хорошо выспавшимся, сытым и т.д.

Так вот, одной из причин дефицита внимания у детей является именно слишком низкий уровень активации, т.е. «низы не могут», мозгу буквально не хватает энергии, и он пытается найти пути стимуляции, подпитки извне. А какие способы самостимуляции доступны и наиболее естественны для маленького ребенка? Конечно, это физическая активность.

Более того, как ни удивительно это для нас, взрослых, необходимость сидеть на одном месте у ребенка-дошкольника отнимает гораздо больше сил, чем подвижная игра, прыжки и прочая физическая активность.

Почему ребенок не может остановиться?

Психическое истощение в обыденной жизни случается с каждым ребенком, но в основном в ситуациях искусственного ограничения стимуляции или физического дискомфорта (например, нужно сидеть в очереди, или ребенок голоден, хочет спать). Но для ребенка с дефицитом внимания такие ситуации – неотъемлемая часть жизни, представьте это себе на минуточку! Ребенок, который всегда «голоден»…

Именно поэтому и порог выносливости у такого ребенка совсем низкий: ему и так нужно постоянно прилагать массу усилий для просто функционирования, а дополнительная нагрузка в виде физического дискомфорта, необходимости куда-то быстро идти и тд. совсем перегружает психику такого малыша. Ребенок начинает бегать-прыгать-кричать.

Важно понять! Такое поведение – это не баловство-невоспитанность-желание насолить. Это биологически обусловленная реакция мозга на истощение. Если такой ребенок не будет постоянно искусственно поддерживать себя в тонусе, он превратится в безжизненную вялую тряпочку. Иногда мы видим детей именно в таком состоянии, после того, как их длительное время «успокаивали» медикаментами.

О приеме медикаментов при дефиците внимания

Есть два вида препаратов, которые обычно назначают таким детям: успокоительные, которые часто сводят на нет все усилия мозга по повышению уровня собственной активации, и различные стимуляторы кровообращения, мозговой деятельности и т.д. – эта категория лекарств очень мешает ребенку развить собственные внимание и произвольность, поскольку обладают дополнительным растормаживающим эффектом.

Т.е. лекарства активно мешают там, где ребенку и так сложно, а также служат неким костылем, вместо того, чтобы развивать, взращивать собственные ресурсы ребенка.

Вот, представьте, мы годовалому малышу навяжем нечто подобное костылю (ходунки) на все время бодрствования, чтобы лучше, быстрее ходил, научится он тогда ходить сам быстрее?

Именно поэтому при назначении любых медикаментов нужно очень подробно обсудить с лечащим врачом соотношение пользы и вреда. Бывают случаи, когда без медикаментозной поддержки не обойтись, и она дейтсвительно необходима, чтобы отчасти снять ограничения развития ребенка, однако процент таких случаев все-таки очень мал.