Тормозной процесс

Как показали работы И. П. Павлова и его учеников, живой организм и внешняя среда тесно связаны между собой. Раздражения (сигналы), которые поступают из окружающего мира, обусловливают деятельность нервных клеток в коре головного мозга. Нормальная работа головного мозга может осуществляться только при соответствующем, уравновешенном состоянии основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Торможение выполняет очень важную функцию, создавая состояние физиологического покоя для нервных клеток, сдерживая процесс возбуждения, тем самым предохраняя нервные клетки от переутомления. Если бы не существовало торможения, то нервные клетки быстро изнашивались и становились неработоспособными. Когда тормозной процесс силен, уравновешен с процессом возбуждения, имеются все условия для хорошего самочувствия, правильного поведения, нормального развития психики ребенка. Такие дети растут послушными, они внимательны, рассудительны, хорошо учатся, имеют здоровые увлечения. Даже небольшое количество спиртных напитков нарушает слаженную работу раздражительного и тормозного процессов. Систематическое же воздействие алкоголя на нервную систему приводит к значительным нарушениям, и в первую очередь как более ранимый страдает процесс торможения. Дети становятся раздражительными, беспокойными, плаксивыми, непослушными, лживыми, грубыми. Им свойственна выраженная эффективность, склонность к разрушительным действиям, драчливость. При этом они перестают понимать недопустимость таких поступков, замечания и требования взрослых не вызывают у них адекватной реакции. Под влиянием токсического действия спиртных напитков дети плохо усваивают культурные навыки, растут разболтанными, неряшливыми.