Большинство детей, к удивлению родителей, абсолютно адекватно реагируют на обращение к ним в спокойном и уважительном тоне, без упреков, критики и запугиваний. Нужно просто сказать, что было не так, и попросить в будущем вести себя иначе. При этом родители выражают уверенность, что в следующий раз ребенок будет вести себя лучше, а это очень важно.
Детям нужно дать почувствовать, что родители ждут от них хороших, разумных поступков. Повторим еще раз: замечания должны быть высказаны в спокойном и уважительном тоне, без запугиваний и крика, который сводит на нет весь положительный эффект от ваших усилий.
Помните: «эффективный» и «агрессивный» — это два совершенно разных стиля общения.
Цель вашей беседы с ребенком заключается в том, чтобы вас внимательно выслушали и поняли, а это возможно только в том случае, если вы обращаетесь к собеседнику с уважением.
Если ребенок не воспринимает ваше обращение, начинает пререкаться или переходит к обвинениям, займите нейтральную позицию и выйдите из комнаты.
Вы должны сохранять спокойствие и твердость, не нужно закатывать глаза, тяжело вздыхать, сердиться или запугивать ребенка. Показывая свое раздражение и злость, вы опускаетесь до уровня капризного ребенка.
Если вы платите ему той же монетой, то позволяете капризам перерасти в настоящую истерику, когда разумные доводы бесполезны и бессильны.
Вы, как родители, в первую очередь должны научиться контролировать свои эмоции. Это единственный способ научить своих детей общаться без нытья, оскорблений, криков и запугиваний.
Только так можно побороть их плохое поведение.
Помните: дети берут пример с родителей. Важно осознать, что дети не могут стать вежливыми и послушными сами по себе.
Но если они будут видеть перед собой положительный пример, то рано или поздно начнут ему следовать.
Оставайтесь верными идеям, изложенным в этой книге, и будьте готовы следовать им, даже не получая немедленных результатов. Учиться уважительному общению нужно всем, потому что именно оно помогает укрепить отношения в семье.
Еще раз подчеркнем положительные моменты уважительного общения: • во-первых, родители могут смоделировать воспитательные ситуации и объяснить ребенку, какого поведения они от него ждут; • во-вторых, с помощью уважительного общения родители могут справиться с плохим поведением и не позволить нытью перерасти в истерику.
Многие уверены, что формулы эффективного общения действуют только на детей постарше, которые понимают, что им говорят, но не забывайте, что выражение лица и жесты — это действенные средства невербальной коммуникации.
Даже самый маленький ребенок по вашему поведению способен понять, что поступил нехорошо.
Дети реагируют на тон вашего голоса, хотя и не понимают значения всех слов, которые вы произносите. Начиная с самого юного возраста вы готовите почву для взаимопонимания в будущем, когда дети подрастут и станут понимать смысл каждого вашего слова.