При позитивном общении мы говорим о своих чувствах, вместо того чтобы действовать под их влиянием. Необдуманные слова, шлепки и пощечины, вызванные злостью и раздражением, снижают самооценку, создают атмосферу страха и вызывают желание отомстить. Ни один здравомыслящий родитель не пожелает такого своему ребенку.
Наша цель — научиться говорить о том, что вызывает у нас чувство злости, спокойно, не раздражаясь и не теряя самообладания.
Злость не пройдет сама по себе, но если мы будем рассуждать спокойно, то она постепенно ослабнет и мы сможем определить, чем она была вызвана.
Поэтому очень важно научить детей справляться со своей злостью, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим. Если ребенка не научить этому в детстве, то он станет озлобленным, трудным подростком, а в дальнейшем — взрослым с различными деструктивными наклонностями.
Майк знает, что в любом случае добьется своего. Нужно просто поныть подольше, вызвать у родителей чувство вины.
Наконец-то, как он и ожидал, отец сорвался, а мама уже готова уступить. Теперь можно спокойно отправляться на концерт.
Майка не волнует, что он испортил родителям настроение, а скандал затеял для того, чтобы показать всем в семье свою значимость.
Майк не умеет сочувствовать, поэтому его не волнуют переживания родителей.
Он не услышит их ссоры после своего ухода и не почувствует напряжения, которое воцарится в семье, не узнает, как будут переживать родители, ожидая его возвращения с концерта. Такие конфликты, вызывающие раздражение, разочарование и страх, будут повторяться постоянно, если родители мальчика не найдут эффективный способ их разрешить и не осознают свою роль наставников, которые должны не только заботиться о том, чтобы ребенок был обут, одет и накормлен, но и воспитывать его. Вспышки гнева и приступы вседозволенности только подпитывают непослушание.
В описанном случае проблемы с сыном у родителей появились тогда, когда тот был еще совсем маленький, а сейчас, к подростковому возрасту, они принимают угрожающие размеры. В идеале родители должны были пресечь такое поведение Майка в самом раннем детстве.
Воспитательный метод «причина-следствие» понятен даже годовалому ребенку. Если бы родители начали воспитание в раннем возрасте, то к тринадцати годам мальчик твердо знал бы, что если он начинает ныть и капризничать, то ответом всегда будет «нет». Родители должны были дать сыну понять, что плохое поведение не поможет ему получить желаемое.
Наоборот, если мальчик начинает хныкать, мама и папа отказываются идти ему навстречу, что-либо позволять или объяснять. Если бы родители поступали разумно и были увереннее в себе, то Майк давно бы осознал, что есть более эффективные и, самое главное, позитивные способы общения с окружающими.
Он сумел бы иначе начать важный для него разговор, убедительно сформулировать свою просьбу, спокойно и цивилизованно, без скандалов и крика выразить несогласие с родителями. Майк также научился бы внимательно слушать родителей и уважать их решения, а также доверять взрослым, так как они всегда действуют в его интересах.
Дело в том, что родители Майка не достигли взаимопонимания с сыном и не заложили базу для уважительного отношения к ним. Но не стоит отчаиваться, нужно как можно быстрее приступить к исправлению ошибок.
Начать следует с установления связей «причина — следствие» и с изменения стиля отношений в семье.
В случае, если бы родители Майка придерживались принципов, изложенных в этой книге, описанная выше ситуация выглядела бы совсем по-другому. Заметьте: отец объясняет сыну свое решение (если помните, мы считаем, что в воспитательном приеме «причина — следствие» этого делать не нужно), потому что Майк обратился к родителям спокойно, без нытья и капризов.
В такой ситуации отец должен не просто запретить, а объяснить сыну, почему он принял такое решение. Если после этого ребенок начнет плакать и хныкать, то родители должны прекратить любые объяснения и не обращать внимания на его плохое поведение.
Мама и папа Майка считают, что сын еще недостаточно взрослый, чтобы идти на рок-концерт со своими новыми друзьями, с которыми они еще не познакомились.
Родители могут сомневаться в правильности принятого решения, но это не меняет сути — они главные в семье, любят своих детей и хотят для них только самого лучшего.
Родители готовы взять на себя ответственность за принятые решения, потому что их детям нужны совет, терпение и любовь. Только тогда, когда ребенок будет иметь перед собой такой пример, он вырастет ответственным человеком.