На одном из наших семинаров совершенно расстроенный отец рассказывал, что ему приходится покупать своим детям газировку, печенье и мороженое, иначе они будут ныть целый день. «Если бы я попытался придерживаться ваших рекомендаций, — сказал он, — то дети устроили бы невыносимый галдеж».
Это типичная ситуация, когда родители стараются подкупить детей, чтобы те не ныли. Именно в такой ситуации вы должны занять нейтральную позицию.
Это очень сложно сделать, но необходимо.
Дети должны убедиться в том, что нытье и капризы не могут поколебать вашей уверенности в своей правоте. Ответом на злость и недовольство должно быть ваше спокойное, уважительное и строгое отношение к детям.
Но если после нескольких часов нытья и завываний вы уступили, считайте, что вся работа пошла насмарку. Советы и методы, изложенные в этой книге, имеют смысл только в том случае, если вы намерены следовать им до конца.
Ваши действия должны быть продуманными и последовательными.
Вы должны научиться контролировать свои эмоции и отвечать на капризы так, как об этом рассказано в книге. Это и есть самый трудный момент.
Практикуйте новые модели поведения и реакции, пока они не станут для вас естественными.
Если вы отступите, дадите волю гневу, пойдете на уступки или сорветесь на крик, считайте, что вся работа пошла насмарку, а ребенок еще раз убедился в эффективности нытья и капризов. Ниже приведено два списка.
В первом перечислены действия, которые помогут вам воплотить в жизнь воспитательный принцип «причина — следствие».
Во втором описаны действия, которых нужно избегать.