Все о гиперопеке

Когда родители на вопрос о типе воспитания ребенка в семье говорят, что много любви не бывает, следует насторожиться и прояснить, что они подразумевают под таким всеобъемлющим чувством.

Нередко под ним скрывается гиперпротекция (“сверх” опека), в результате которой детско-родительские отношения наполнены не только заботой, но и откровенным покровительством во всем и всегда, а также контролем настолько, что назвать это настоящей любовью будет неверным.

В отношении к ребенку при таком типе воспитания часто намешано множество разных противоречивых чувств родителя. Страх одиночества, собственная неудовлетворенная потребность в любви, неуверенность в способностях своего чада, недоверие к нему, желание власти, повторение сценария родительской семьи и многого другого.

Подлинная родительская любовь ничего не требует взамен, принимает ребенка таким, какой он есть, не стараясь переделать под себя. Она наполнена эмоциональной поддержкой, признанием права на личное пространство. В ней всегда присутствует уважение, доверие и право принимать важные для себя решения самому. Она не терпит манипуляций и категоричных требований, последовательна и адекватно реагирует на изменения, происходящие с ребенком.

Какой бывает гиперопека
• Потворствующей – «можно все и даже больше». Ребенок – самая главная ценность, и все потребности других членов семьи «отодвинуты» на второй план в угоду его здоровья и благополучия. К нему не предъявляется никаких требований, не существует запретов и воспитательных санкций.
Абсолютное принятие и исполнение любых прихотей малыша перерастает во взращивание «суперчеловека», кумира семьи.

• Требовательной – «ничего нельзя и даже больше». Ребенку также уделяется много внимания, но все его мысли и чувства находятся под постоянным контролем родителей. Он «завален» обязательствами. «Ты должен» – ключевая фраза в обращении к нему.
О каждом своем шаге он обязан отчитываться перед родителями, сообщать о малейших изменениях планов и всегда беспрекословно слушаться старших.

Последствия гиперпротекции для ребенка
В первом случае – проблем с адаптацией ребенка в детском саду не избежать. А если малыша не водили в дошкольное учреждение, то явное отвержение или недолюбливание со стороны сверстников балованный ребенок встретит в школе. Да и учителя не с восторгом отнесутся к ученику с позицией вседозволенности и безнаказанности.

Если «гениальность» ребенка (в учебе, спорте, творчестве) не подтвердится, то последует жестокое разочарование в себе, сильнейший удар по самооценке и ненависть к родителям-обманщикам, которые заставили его поверить в то, что он – «совершенство».

Во втором случае – безынициативность, неуверенность в себе, «бесталанность», отсутствие собственного мнения, несамостоятельность, четко выверенные, но не свои планы на будущее, замкнутость и ограниченный круг друзей.

В пубертатный период подросток начинает осознавать всю несправедливость своего ущемленного положения и начинает порой «бунтовать». В скрытой форме это проявляется в виде обмана родителей, преувеличенной или реальной болезненности, попыток ухода от выполнения обязанностей вне дома. В открытой – в виде «вспышек» агрессии или открытого непослушания с последующим раскаянием и повторением такого же поведения вновь.