Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Один из самых ответственных для родителей периодов в воспитании детей – с начала жизни ребенка до момента, когда ребенок идет в школу. Маленькие дети впитывают в себя как губки то, что взрослые хотят им дать, а также – то, что родители осознанно не хотели бы внушать малышу, но случайно демонстрируют – примером, или вырвавшимся необдуманным словом. А в это время, на осознанных или не очень сознательных примерах и словах взрослых формируется личность ребенка. Закладываются установки и правила, которые будут влиять на то, как построит свою жизнь и свои отношения с другими людьми этот ребенок, когда вырастет.

Очень часто, к сожалению, родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о половом воспитании ребенка. Мол, они еще ничего не понимают, и думать об этом рано. Детские психологи утверждают: это – грубейшая ошибка. Потому что как раз в период примерно с трех до шести лет ребенок начинает осознавать себя как представителя определенного пола, как мальчика или девочку. Осознавать свои отличия от детей другого пола. Пытаться понять, что это значит и что вообще означает – быть мальчиком или быть девочкой. От того, насколько правильно подходят родители к полоролевому воспитанию детей дошкольного возраста, во многом зависят судьба и личные отношения их детей во взрослой жизни.

Что можно посоветовать родителям, которые воспитывают ребенка дошкольного возраста?
Неотъемлемой частью развития личности в дошкольном возрасте является осознание своих физиологических отличий от детей другого пола. Это – норма, что ребенок в возрасте от 3 лет замечает, что часть других детей устроена физиологически по-другому. И начинает интересоваться этими отличиями. Плохо, если шокированные родители реагируют на этот интерес руганью, наказанием и попытками вызвать чувства стыда и вины, обвинениями в «распущенности».

Для ребенка дошкольного возраста в таком интересе нет сексуального подтекста. Он интересуется своей и чужой физиологией, как интересуется мультиком, игрушкой, камнем необычной формы и яркой птицей в зоопарке. С точки зрения принципов гендерного воспитания детей дошкольного возраста правильная реакция родителя – объяснить, что одни дети – мальчики, а другие – девочки. Они устроены по-разному. Все.

Ребенок сам со временем потеряет интерес к отличиям полов и не восстановит его до пубертатного возраста. Еще неплохо объяснить, что есть такие правила, по которым раздеваться при людях не надо. Это предохранит вашего ребенка от неадекватных реакций других взрослых на его любопытство .

Попытки пристыдить ребенка, отругать его за то, что является естественной частью его развития – изучение половых отличий и осознание себя представителем определенного пола – приводят, во-первых, к фиксации ребенка на этих отличиях как на чем-то запретном. Во-вторых – ведут к большим трудностям в сексуальной жизни и в личных отношениях уже во взрослом возрасте. Потому что бывший ребенок уже забудет, как и за что его ругали года в три-пять. Но сохранит страх и смущение при взаимодействии с представителями противоположного пола.

А в-третьих, если родителям «хорошо удалось» прервать процесс половой самоидентификации – у ребенка будет много сложностей с осознанием ролей мужчины и женщины в обществе. Потому что основы этого закладываются как раз при правильном полоролевом воспитании детей дошкольного возраста.