Способности ребенка: как их понять?

От волка до музыканта
Это неочевидно, но факт: человек ходит на двух ногах только потому, что его этому обучили. Описаны случаи с реальными детьми, которых воспитывали волки, — например, сестры Амала и Камала. Они с поразительной скоростью бегали на четвереньках, но почти не могли ходить на двух ногах, хотя их упорно старались переучить. Правда, они приобрели другие способности, которых обычный человек лишен: умение видеть в темноте и чувствовать запах мяса за 70 метров.

Это говорит о том, что ребенок — существо удивительно пластичное. В нем развиваются те способности, которые замечают и ценят те, кто его воспитывает. Все родители многим вещам обучают ребенка стихийно: им не нужно читать книжки по педагогике и детскому развитию, чтобы научить ребенка ходить, говорить и пользоваться туалетом. К четырем годам ребенок усваивает основы своей культуры, которые крепко сидят в нем всю оставшуюся жизнь. Дальше развивается уже заложенное. Это надежный механизм передачи культуры из поколения в поколение. А кроме общей культуры мы передаем детям свою субкультуру и особенности характера: манеры речи и поведения, свои навыки и умения, а также — хотим мы того или нет — свои неврозы и недостатки. Так, Моцарт неслучайно появляется именно в династии музыкантов, — и этот мальчик уже в пять лет выступал с концертами. Вероятно, это пересечение врожденных способностей и среды, которая готова эти способности питать. По-видимому, все дело в том, что окружающие радовались, когда младенец Моцарт в крике брал нужную ноту или пытался ритмично стучать кулачком по клавесину. А что было бы с Моцартом, если бы он родился в семье, равнодушной к музыке?
Немножко инопланетянин
Можно не сомневаться: рано или поздно мы научим ребенка ходить, говорить, пользоваться туалетом, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и даже выполнять домашние задания. Кроме того, мы сможем оценить многие его способности, похожие на наши собственные, — в конце концов, ребенок несет в себе наши гены. Но наверняка у нас есть и «слепые пятна» относительно его даров, не похожих на способности родителей. Допустим, мама с папой — тихие интеллигентные любители чтения, а ребенок — в силу темперамента, который невозможно изменить, — должен много двигаться. Родителям покажется, что он «неумеренно подвижный» и «неусидчивый», а у ребенка может на всю жизнь остаться ощущение: «Я плохой, а мои движения всем причиняют неприятности». Хотя, быть может, в той семье растет блестящий спортсмен.
Ваши дети — это не ваши дети. Они приходят через вас, но не от вас, они с вами, хотя и не принадлежат вам.Вы можете давать им свою любовь, но не мысли, поскольку у них есть собственные мысли. Вы можете стараться уподобиться им, но не стремиться сделать их подобными вам.Калил Гибран
Или, допустим, тонко чувствующий и наблюдательный маленький интроверт родился у говорливых и активных родителей. Он хочет побыть один, а ему постоянно твердят: «Что ты сидишь как сыч в своем углу. Пойди-ка поиграй с ребятишками». И у него на всю жизнь остается ощущение, что его приватный мир — это нечто противозаконное и порочное. Так может произойти трагедия: свой особый дар, который не могут оценить родители, ребенок начинает воспринимать как дефект. Это трагедия, в которой никто не виноват. Поэтому на всякий случай лучше подозревать, что ваш ребенок — существо с иной планеты, что его способности мне неизвестны.
Оцените его особенности
Как жить с инопланетянином, особые дары и потребности которого мы можем просто не заметить? Да, ребенок — существо крайне пластичное, но многие его особенности — врожденные. То есть, вряд ли изменятся на протяжении всей жизни. Это, в первую очередь, касается темперамента. Насколько быстро ребенок осваивается в новой обстановке, как он реагирует на неудачи, уровень его активности, экстраверсия и интроверсия — это данности, которые невозможно изменить. Но не нужно путать врожденные особенности и реакции на среду. Если это особенности врожденные, они проявляются всегда и везде, причем с первых месяцев жизни. А вот совсем другой случай: девочка, которая в школе уже несколько лет считалась глубокой тупицей и не могла усвоить таблицу умножения. Но она же могла часами читать книжки про птиц, узнавала все виды птиц, которых видела, могла рассказывать про них бесконечные интересные истории взрослым и умело подражать их голосам. Это значит, что ее неспособность сосредоточиться в школе — просто реакция на неподходящую систему обучения, но отнюдь не «врожденная тупость». Как ни странно, скука ребенка в школе или в детском саду часто объясняется именно его одаренностью, и подобные трагедии несоответствия способностей им среды встречаются нередко.
Главное — дары!
Не все дети являются маленькими гениями. Сколько ни старайся, из большинства детей не получится Моцартов или Эйнштейнов. Но у любого, самого «среднего» ребенка есть свои сильные стороны, свои дары. Если родители их не замечают — это огромная проблема! Ведь именно этими сторонами личности человек будет пользоваться всю дальнейшую жизнь. Поэтому надо хорошо знать сильные стороны личности ребенка и строить все воспитание и дальнейшее обучение именно на них. А если не обратить на них внимания в детстве — и чем раньше, тем лучше, — это может оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка, который будет себя ощущать бездарным и пустым человеком. Дары не обязательно связаны с хорошими оценками в школе или дальнейшими великими достижениями. Может быть, это умение разряжать напряженную ситуацию, эмпатия или повышенная чувствительность к тому, что происходит в семье или просто «здоровый пофигизм» и чувство юмора.
Что касается способностей, о многом маленький ребенок расскажет сам — своим поведением. Задайте себе простой вопрос: что он любит делать долго (компьютерные игры и просмотр телевизора не считаются!)? Рисовать, разглядывать книжки про динозавров, играть с другими детьми или смотреть, как папа делает дрелью дырки в стене?
Все дети разные — и принцип «справедливости» к ним не всегда применим: каждый ребенок заслуживает уникального отношения. И очень важно не сравнивать детей по их способностям друг с другом! По крайней мере вслух.
Неприятные черты характера
Почти у каждого ребенка найдутся черты характера, которые родителям неприятны. Если эти особенности врожденные, бороться с ними не имеет смысла. В этом случае родительское неприятие только снижает детскую самооценку и формирует ненужные комплексы. Даже если вы хотите что-то изменить в поведении ребенка, сначала лучше принять его таким, какой он есть. Стоит найти все черты характера, которые вам «не нравятся», и мысленно превратить их в дары. Спросите себя: в какой обстановке эта неприятная особенность окажется ценным качеством. Скажем, робость — это осмотрительность, это означает, что ребенок вероятнее отклонит сомнительные и опасные предложения сверстников или взрослых. И не стоит называть его «трусом» — даже про себя, в мыслях.
Очень часто раздражающие особенности детей — это повод для роста родителей. Они напоминают взрослому о каком-то неприятном переживании, возможно — забытом. Исследуйте источник ваших чувств. Спросите себя: эта особенность ребенка — что или кого она мне напоминает? Свойства моих родителей, братьев или сестер? Черту характера, которая меня пугает в себе или муже? Если вы найдете такого человека, носителя сходного характера из прошлого или настоящего, — напишите ему письмо, где вы во всей полноте можете выразить ему свое отношение (отправлять письмо, вероятнее всего, не стоит). Если это «незавершенная работа» из вашего прошлого, разберитесь с ним, — тут можно воспользоваться помощью профессионала, — чтобы не «грузить» своими проблемами ребенка.
Почва для роста
Хороший родитель больше похож на садовника, чем на дрессировщика зверей. Он может только создавать среду, благоприятную для роста и развития ребенка. Он не может ускорить рост: если тянуть растение вверх, такая попытка кончится плохо. Родитель не может подталкивать ребенка к изменению, но может только приглашать попробовать что-то новое. Таким образом, если вы знаете дары своего ребенка, прежде всего надо дать ему возможность заниматься любимым делом как можно больше (опять же, за вычетом компьютерных игр, ТВ или любви к сластям), сколько ребенок хочет, пока он еще мал. И снабжать его нужными материалами и ситуациями. сСкажем, если ребенок обожает рисовать: не жалеть бумаги, карандашей и красок, спокойно относиться к неизбежной уборке, плюс – ценить то, что делает ребенок. Для двух-, трехлетнего человека это куда важнее студий или формальных занятий. Если он начнет получать удовольствие от процесса, позже он с большей вероятностью сможет переносить и дисциплину, которая необходима при любом серьезном обучении предмету.
Похвала — ее никогда не бывает слишком много. Но важно освободить похвалу от манипуляции: «Ты же хорошая девочка, ты не будешь отнимать игрушки у Вани». Когда это манипуляция, ребенка хвалят не за то, что есть, но за желаемое поведение. Такой подход обесценивает похвалу и создает у ребенка ощущение, что он хороший только тогда, когда соответствует стандартам взрослых. Щедрая искренняя похвала — это не манипуляция, а переживание праздника по поводу даров ребенка. Так, мы все умеем искренне радоваться, когда малыш впервые самостоятельно делает несколько шагов.