Некоторые вопросы

Некоторые вопросыРодителям стоит заранее обсудить с детьми некоторые вопросы и объяснить им, почему нельзя обижать других малышей, оскорблять их, сквернословить, обманывать. Подросткам следует объяснить, почему вы против плохих компаний, что будет, если они придут домой позже назначенного срока или отправятся туда, куда ходить запрещено, почему нельзя курить и употреблять спиртное. Такие вопросы нужно обсуждать с детьми заранее и объяснять, какого поведения вы от них ожидаете и какие последствия будут результатом непослушания.

Это особенно важно, если в семье есть подростки, поэтому родителям нужно научиться владеть формулами эффективного общения.

Также не забывайте, что формулы эффективного общения — это только один из способов донести свою мысль до сознания ребенка.

Родители должны сохранять спокойствие, твердость и уважительный тон независимо от характера проступка и серьезности проблемы. Начинать можно с самого раннего возраста, но формулы эффективного общения помогут наладить взаимопонимание даже со взрослыми детьми.

Когда вы начинаете применять принцип последствий с подростками, будьте готовы к громким протестам, поэтому тщательно подбирайте выражения и будьте немногословны. Старайтесь говорить как можно меньше и только по теме, не повышая голос, не выражая недовольства и не высмеивая ребенка.

Рассмотрим первый случай (всего их будет два) применения формул эффективного общения: Отец забирает десятилетнюю Дженифер из школы, и они направляются в магазин канцелярских товаров, чтобы купить ватман для задания, которое девочка должна сдать на следующий день.

По дороге в магазин Дженифер просит остановить машину, потому что она очень голодна и хочет купить мороженое. Отец отвечает: «Нет» и объясняет, что обещал маме не задерживаться, так как обед уже готов, а вечером у нее важная встреча.

Дженифер начинает ныть, что сейчас «умрет с голоду», что ее стошнит, если она немедленно что-нибудь не съест, что «мама остановилась бы и купила бы мороженое». Раньше в такой ситуации отец начал бы возмущаться, оправдываться, почему он не может остановиться, чтобы купить мороженое.

Но теперь отец ведет себя по-другому-применяет принципы эффективного общения.

«Дженифер, ты ведешь себя так, что мне не остается ничего другого, кроме как сейчас же ехать домой», — с этими словами отец разворачивает машину и направляется домой.

Дженифер начинает плакать и топать ногами.

Она кричит, что завтра не сможет пойти на занятия с невыполненным заданием.

Отец не обращает на это никакого внимания, он уже сказал дочке о последствиях ее поведения в спокойном и уважительном тоне. Больше ему добавить нечего.

Вас, конечно же, терзают совершенно естественные сомнения. Это понятно, ведь всем родителям хочется, чтобы их дети хорошо учились.

Поэтому в такой ситуации вы разрываетесь между желанием научить ребенка отвечать за свои поступки и стремлением спасти его от последствий проявленной безответственности. Но подумайте, как он научится быть самостоятельным и выполнять обязательства, если будет все время надеяться на волшебную палочку-выручалочку — поддержку мамы и папы?

Также помните о том, что в воспитании вы должны быть последовательными. Невозможно одновременно сохранять твердую позицию и уступать там, где дело касается школы.

Это никому не принесет пользы. Вам следует сохранять твердость, а ребенок должен научиться думать о последствиях своих поступков.

Поверьте, что, столкнувшись с таким ответом несколько раз, ребенок усвоит, что не родители, а он сам несет ответственность за свои поступки.

В приведенном примере отец озабочен тем, что Дженифер думает только о себе, и решает поговорить об этом с дочкой.

Он не хочет обмениваться обвинениями или переходить на крик, поэтому заранее продумывает свои слова, используя формулы эффективного общения.

Отец начинает разговор с дочкой после обеда, когда они оба успокоились и успели подумать над тем, что произошло.

Он заходит в комнату Дженифер и говорит: «Дженифер, когда по дороге в магазин ты начала плакать и ныть, чтобы я остановился, я был разочарован и раздражен таким твоим поведением, потому что ты не ценишь то, что я для тебя делаю. Мне бы хотелось, чтобы мы помотали друг другу и были благодарны за то, что для нас делают другие».