В чем истоки нытья

В чем истоки нытьяЧасто можно услышать, что «вот раньше умели воспитывать детей». Подразумевается воспитание детей в строгости, чтобы их «было видно, но не слышно».

Но проблема в том, что так было воспитано большинство теперешних родителей, и они не желают держать своих детей «в ежовых рукавицах», не хотят послушания, основанного на страхе. В эту так называемую «золотую пору» воспитания взрослые были главными в семье (а главнее всех отец).

Они поддерживали дисциплину с помощью порки, нравоучений, унижений и наказаний. В 1960-е годы, когда общество стало более свободным и демократичным, многие родители отказались от старых методов воспитания, особенно от наказаний и запретов, и начали во всем потакать детям.

В это же время дети стали все более уверенно заявлять о своих правах, а также о том, что не потерпят от взрослых телесных наказаний и нравоучений.

Сейчас мы наблюдаем судебные разбирательства, в которых дети выступают против родителей. За это время в обществе произошли объективные перемены, которые отразились на взаимоотношениях детей и родителей.

Средства массовой информации становятся все более доступными.

Производители выпускают рекламу, рассчитанную на детей.

Все это становится благодатной почвой для нытья.

• Девочки-школьницы уверены, что их популярность среди сверстников напрямую зависит от прически, одежды и фигуры.

• Дошкольники хотят есть на завтрак именно те кукурузные хлопья, которые рекламируют по телевизору их любимые персонажи.

• Выход каждого высокобюджетного детского фильма сопровождается поступлением в продажу «сопутствующих товаров»: комиксов, компакт-дисков с играми, школьных принадлежностей и коллекционных фигурок.

Одновременно масштабные рекламные кампании внушают детям, что эти товары им просто необходимы.

• Младшие школьники готовы часами играть в компьютерные игры. • Подростки требуют обувь и одежду, рекламируемые спортсменами или знаменитостями.

• Дети целыми днями слушают музыку через наушники и ни за что не хотят снимать их. Детям очень легко внушить, что те или иные товары помогут им чувствовать себя комфортнее среди сверстников.

Впитав в себя рекламный посыл, они будут ныть до тех пор, пока родители не уступят и не купят то, чего требуют дети. Современные дети также больше смотрят телевизор, в том числе и фильмы, поощряющие непослушание и плохое поведение.

Все это может стать причиной проблем в отношениях между родителями и детьми.

Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют ставить в детских телевизоры и компьютеры, они также считают, что дети младше двух лет вообще не должны смотреть телевизор. Родители часто слышат, в том числе от педиатров и детских психологов, что засилие рекламы на радио, телевидении и в интернете действительно вызывает приступы детских истерик и непослушания.

Были проведены исследования, якобы подтверждающие связь агрессии с насилием на телеэкранах.

Иногда трудно определить причину нытья или плохого поведения, поэтому мы сосредоточимся на цели — на том, что дети стремятся получить с помощью нытья.

Навязчивая реклама усложняет процессы обучения и воспитания, но, несмотря на это, родители все равно остаются для своих детей (не только малышей, но и подростков) главным авторитетом. Прочные, доверительные отношения в семье, основанные на взаимном уважении друг к другу, — вот что нужно противопоставить наплыву внешних негативных факторов.

Именно родители должны заложить основные ценности, руководствуясь которыми дети будут строить свою дальнейшую жизнь.

Родители должны понять, что нытье или плохое поведение — это выбор, который дети делают осознанно.

Поэтому нет смысла искать оправдания и делать из них невинных жертв, попавших под плохое влияние. Тем самым вы отрицаете способность ребенка самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Дети хнычут не потому, что видели это по телевизору, а потому, что такое поведение позволяет им управлять родителями и получать желаемое. Да, дети часто повторяют то, что видят в повседневной жизни или на экране телевизора, но это не оправдывает их нытье или плохое поведение.

Конечно же, легче винить во всем фильмы и передачи, чем принять то, что и дети, и взрослые сами отвечают за свои поступки. А без осознания собственной ответственности невозможно изменить ситуацию.

Как вы сами относитесь к рекламе? Не бросаетесь ли за покупками после очередного рекламного ролика?

Если да, то ребенок будет поступать так же. Знаете или вы, что смотрят ваши дети и какую музыку слушают?

Вы, как отец или мать, обязаны объяснить ребенку особенности мира поп-культуры, научить его критически относиться к информации, проверять и анализировать ее. Воспитанный ребенок не будет слепо верить рекламным обещаниям, в повседневной жизни он станет руководствоваться не мнением сверстников, а правилами и ценностями, которые дали ему родители. Именно взрослые должны заложить в детях понятие о главном и второстепенном, что поможет им меньше подвергаться влиянию рекламы, пропагандирующей потребительство.

Важно также сформировать у детей устойчивую положительную самооценку, тогда ее не придется компенсировать с помощью мягкой игрушки или кроссовок с рисунком, «как у всех в классе».

Занятые родители стараются задобрить детей подарками, и это неправильно.

Родительская любовь измеряется не конфетами и игрушками, а временем, проведенным вместе с ребенком.

Некоторые родители балуют детей до такой степени, что с ними порой просто невозможно нормально общаться. Вопреки здравому смыслу, такие мамы и папы выполняют все желания ребенка, оправдывают его плохое поведение и предпочитают уступать только ради того, чтобы в семье был мир. Проблема в том, что такой «мир» недолговечен.

Очень скоро дети снова начинают ныть и устраивать истерики, потому что это очень эффективный способ добиться своего. Многие мамы и папы боятся взять на себя главную роль в воспитании и обучении собственных детей, а возможно, просто не знают, как это сделать.

Некоторые бессознательно повторяют ошибки своих собственных родителей, ведь работать над собой и меняться очень трудно. Взрослым все чаще не хватает времени и сил, чтобы выработать непротиворечивую стратегию воспитания и последовательно придерживаться ее. В большинстве случаев реакция родителей на нытье или непослушание бессистемна и спонтанна, они не знают, как воспитать в ребенке чувство ответственности.