Оправдывание действий

Оправдывание действийДети только и ждут, что вы будете объяснять и оправдывать свои действия. Ведь в этом случае вы наверняка начнете сердиться и нервничать, а значит, можете сдаться и уступить.

Не поддавайтесь на провокацию! Объяснение очевидных последствий — это показатель слабости родителей, их неуверенности в принятом решении.

Сохраняйте твердость духа и спокойствие! Вы поступаете правильно, поскольку действуете с позиции уважения к себе и ребенку.

А теперь проанализируем следующую ситуацию. Семья Джонсонов сидит в небольшом ресторане.

Десятилетний Джастин хочет заказать себе стейк.

Родители не против, но блюдо очень дорогое.

Официант приносит меню, и родители объясняют детям, что каждый может сделать заказ на определенную сумму.

Мама и папа предлагают Джастину выбрать что-нибудь другое, так как если он закажет стейк, то они не вложатся в сумму, которую запланировали потратить на обед.

Джастин начинает ныть: «Ну пожалуйста, мне очень хочется заказать стейк. Обещаю, я не буду просить десерт».

Родители не разрешают, и тогда сын переходит к обвинениям: «Вы постоянно меня обделяете. Не так много я прошу».

Маме и папе стыдно за сына, они унижены и раздражены. Родители автократичного типа, привыкшие к тому, чтобы дети во всем им подчинялись, сказали бы что-нибудь вроде: • «Больше никуда с нами не пойдешь!

»; • «Если сейчас же не замолчишь, то дома я устрою тебе хорошую взбучку!»; • «Да как ты смеешь так себя вести!

»; • «Ты уже не маленький, веди себя как следует!»; • «Если бы я сказал такое своим родителям, то получил бы оплеуху, и ты сейчас ее заработаешь».

Такие угрозы не дают никаких результатов. Просто удивительно, что большинство родителей этого не понимают и продолжают запугивать ребенка, угрожая применить силу.

Более того, они унижаются сами и унижают ребенка. Дети при этом продолжают ныть и плохо себя вести, так как знают, что за угрозами ничего не последует.

Если бы было иначе, нытье тут же прекратилось бы. Родители, увлекшись придумыванием угроз пострашнее, не замечают, что их воспитательные приемы неэффективны.

Если бы Джонсоны придерживались принципов вседозволенности, то есть старались бы «понравиться» ребенку, они постарались бы уговорить Джастина вести себя прилично и в конце концов согласились бы заказать мальчику стейк, сопровождая это, например, такими словами: • «Можешь заказать стейк, если обещаешь хорошо себя вести»; • «Ну пожалуйста, будь умницей, не устраивай сцену»; • «Ладно, заказывай стейк, я возьму себе только салат». Вы можете возразить: «Что плохого в том, если мальчик закажет себе стейк?

» Подумайте сами. Семья отправляется пообедать, на это выделяется определенная сумма из семейного бюджета.

Все члены семьи должны постараться составить заказ так, чтобы не превысить ее. Это справедливо.

Таким образом вы учите детей сопоставлять желания и возможности, а также думать не только о себе, но и о других членах семьи. Если уступить требованиям Джастина, то он так и не научится думать о других и уважать остальных членов семьи.

Родители предупредили детей заранее, что могут потратить на посещение ресторана только определенную сумму. Джастин же поступает эгоистично, думая только о себе и о том, чего хочется ему, и не учитывая возможности других.