Что нужно делать

Что нужно делать• Сохраняйте спокойную, доброжелательную, нейтральную позицию. • Не останавливайтесь на полпути, следуйте принятому решению до конца.

• Будьте оптимистом и дайте ребенку шанс исправиться в следующий раз. • Скажите ребенку, что у него будет шанс исправиться.

• Думайте, прежде чем действовать или говорить.

• Постарайтесь, чтобы последствия были логичными и очевидными. • Если ребенок плохо себя ведет, не обращайте на него внимания — это тоже последствие.

• Постарайтесь применять определенные меры сразу же после каждого приступа плохого поведения ребенка. • Если он закатывает истерику, сохраняйте нейтральную позицию.

Чего нельзя делать • Не уступайте.

• Не суетитесь и не читайте нотаций. • Не запугивайте ребенка.

• Не пытайтесь подкупить его или задобрить, не напоминайте, не уговаривайте и не торгуйтесь. • Не высмеивайте ребенка.

• Не передразнивайте его. • Не объясняйте и не оправдывайте свои действия в ответ на нытье или плохое поведение. • Не давайте ребенку шанс исправиться, если он продолжает плохо себя вести.

В главе 6 вы найдете упражнения, которые помогут вам лучше разобраться в применении воспитательного приема «причина — следствие».

Важно продумать заранее, как вы поступите в той или иной ситуации, чтобы вас не застали врасплох. Со временем ваша правильная реакция на плохое поведение ребенка станет для вас нормой, так же как сейчас вы считаете вполне приемлемым кричать на малыша или уступать ему. Предлагаемый нами подход помогает значительно улучшить отношения между родителями и детьми.

Применив его на практике, вы непременно убедитесь в его эффективности.

Начните с наиболее часто возникающей ситуации, в которой ваш ребенок ноет или плохо себя ведет. Продумайте свою реакцию на нее и твердо принятого решения.

Со временем вы заметите, что отношения в семье изменились в лучшую сторону.

Дети учатся нытью у окружающих, и в первую очередь у родителей.

Научитесь общаться с близкими спокойно и уважительно.

Родители часто жалуются по пустякам, не замечая при этом более важных проблем: ребенок не хочет убирать в комнате, плохо ест, отвратительно ведет себя в магазине. В следующей главе мы расскажем о том, как разговаривать с ребенком так, чтобы он внимательно вас слушал, как научить детей формулировать свои просьбы и желания, выражать свое мнение и решать проблемы, не теряя над собой контроль.

В первую очередь всему этому должны научиться вы сами, потому что дети берут пример с родителей.